«Стаг верг воцург» (Кто человек, а кто нет)

10945508_336803419843080_4593751105701394156_nРодственники моего отца, по материнской линии, — из тукхума Чеберлой, тейпа Ачалой. Проживают они во многих районах страны, но самые близкие родственники отца, большая их часть, живут во втором отделении 15-го Молсохоза недалеко от г.Джохар (название столицы пишу намеренно — чтобы некоторые граждане, не забывали…).
Сам род Чеберлой известен мужеством своих сынов и приверженностью к нахским древним традициям. Их пословицы, притчи, имеют глубокий смысл, а язык (диалект) сохранился в чистоте, являясь своеобразной кладезью народной мудрости.

Ну так вот, сразу после окончания первой русско-чеченской войны, я поехал к ним, проведать. Отца у меня не было давно, но я как-бы замещал его и исполнял его долг перед его родственниками по матери. У вайнахов говорят — Шен ненхой, стунцхой ца лорург, стаг вац (Кто не уважает родственников по матери и родичей жены — не мужчина).
Доехав до 2-го отделения, я свернул с трассы и въехав в село, поехал по улице. И тут увидел сидящих перед одним из домов стариков.
Остановив машину, я подошёл к ним и поздоровавшись, спросил их о здоровье, о близких и т.д.. После окончания моих расспросов, ответив на них, они вежливо также задали мне, своеобразные «протокольные» вопросы, необходимые в таких случаях.
Я ответил и потом один из них, спросил меня откуда я, кто я родом и цель моего визита. Я ответил и сказал, что еду проведать родичей отца по материнской линии и назвал их.
Когда я сказал откуда я родом (назвав село, где в основном проживают мои родичи — Старый Ачхой), один из стариков сказал — «Къонахал долуш нах бу хьан юртхой, т1ом дик бир цар» (твои односельчане мужественные люди, они храбро воевали).
И вот тогда, в разговор вступил старик, по виду наиболее старший из них, сидевший в центре между остальными на скамейке и внимательно наблюдавший за мною.
Прищурив от солнца один и, буравя меня вторым выцветшим голубым глазом, он сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь:
— Аааа…! Т1ом бара-м къонхал дацар. И Дала х1ор боьрш стаган т1едиллан парз ду, — и презрительно добавив по русски — звери тоже дерутся, — продолжил, — Риц1ан т1екхаьчча ховрг ду, стаг верг воцург! (Воевать, это просто обязанность мужчины. Она на него возложена Всевышним. Когда дело дойдёт до богатств (имеются в виду и деньги, и имущество, и должности) выяснится, кто мужчина, а кто нет).

Потом он, ещё раз взглянув на меня, задал мне вопрос — А ты знаешь почему Всевышний нас, проведя через все испытания и лишения, вернул домой из ссылки?
Я пожал плечами. На эту тему можно было говорить много, но точного ответа я не знал… Поэтому предпочёл промолчать.
— За наши красивые традиции, за нашу взаимовыручку и уважение друг к другу. Именно из-за них он сжалился над нами.
Вот ты, мог проехать мимо и мы тебя не знаем и не смогли бы сказать о тебе ничего. Но ты остановился и подошёл к нам. Оказал, через нас, уважение этому селу. А вон некоторые наши оболтусы пролетают мимо, даже не приподнимаясь в машине и не замедляя ход…
Вот если мы забудем обо всём об этом, забудем — язык, традиции, обычаи, вот тогда нас постигнет кара Всевышнего.

Потом они ещё раз поблагодарив меня, разрешили ехать дальше по своим делам, попросив передать Салам Маршал моим близким.
И я уехал.

Вернувшись в город, на одной из встреч наших родственников, я привёл им слова сказанные мне стариком — Т1ом бар къонхал дац. И Дала, х1ор боьрш стаган, т1едиллан парз ду. Риц1ан текхаьч ховрг ду, стаг верг воцург, — и попросил их держаться подальше от всего сомнительного…

Из сказанного стариком, можно было сделать один вывод, что самое трудное испытание — это испытание имуществом, властью, богатством. И это самое трудное испытание, пройти которое могут не все.

А защищать свою страну, семью, для нормального мужчины, это обычный долг…

Муса Таипов

Добавить комментарий

