«Лучше быть стройным тунеядцем, чем горбатым ударником!»

M.Taipov-interviyuС малых лет я знал, что у меня есть дядя, который «всё время сидит» и писал ему письма.
Но так как срок заключения он отбывал в колонии особого режима, в г.Ивдель Свердловской области, писать часто не мог, посылая ему, раз в полгода, по одному письму…
Что такое «особый режим» и где этот самый Ивдель, я не знал, но заочно, из рассказов о нём, уважая его, регулярно писал письма, в которых с детской непосредственностью, рассказывал ему о всех новостях дома, о своих достижениях и мальчишеских делах.
Отвечал он не всегда, но мне это было и не важно. Я, ни разу не повидав его в своей жизни и зная о нём только из рассказов, любил его, да и просто… отдавал свой «племянничий долг».

Из того времени, я запомнил, как высунув язык, старательно выводил ручкой, которую через слово приходилось окунать в чернильницу (были раньше такие), надпись на конвертах: «Лети с приветом, вернись с ответом«…
Сейчас это вызывает улыбку, но это было время, когда я только научился писать и мне эта фраза, которую я у кого-то увидел, сразу понравилась. Поэтому я по детски решил, что она нравится и другим…
Тем временем, я писал письма, взрослел…, а дядя мой… сидел.

В 1976 году я ушёл в армию и, уже через год, мне пришла телеграмма — «Муса Халмарз вернулся тчк Приезжай домой тчк Срочно» — Этот текст я запомнил на всю жизнь…
Телеграмму прислала моя мать, которая вероятно решила, что я могу, по своему желанию в любое время, приехать в отпуск.

В принципе, поехать я бы мог без проблем, но дело было в том, что перед этим, месяца за два, я уже побывал в отпуске и в том, что мне разрешат ехать ещё раз у меня не было не только уверенности, а наоборот, думал, что не отпустят.
Из армии, в те времена, если только, не по каким-нибудь (не дай Бог), печальным обстоятельствам, так часто, не позволяли ездить в отпуск.
Но, как бы то ни было, я поехал в штаб батальона, решив попытать счастье.
Подделывать дома телеграмму, в которой бы мне сообщили о гибели или смерти кого-нибудь из близких (так в то время такое практиковалось) я не хотел, а другого способа не знал.
И вот с такими тяжёлыми мыслями я добрался до штаба…
Первым кого я встретил, был начальник штаба батальона капитан Аминев. Это был, офицер, татарин по национальности, которого можно было назвать Офицером, с большой буквы. Небольшого роста, со скуластым лицом и серыми внимательными глазами, всегда собранный, подтянутый и корректный со всеми, он был единственным непьющим офицером, которого я встретил в армии, за два года службы и, кроме того, он был единственным кого уважал наш комбат.
Увидев меня, Аминев сразу же спросил о цели визита.
А я, услышав вопрос и, ещё ничего не придумав, выпалил — Товарищ капитан, мне нужно в отпуск!
— Так ты же недавно был? — удивился начштаба.
— Дядя приехал, которого я не видел. Не видел вообще, никогда. — ответил я.
— В смысле… как не видел…? А где он всё это время был? — удивился начштаба.
Врать мне не хотелось, но и говорить правду тоже особого желания не было, так как рассказав правдиво «где он был», я рисковал вообще не получить отпуск. Но и обманывать капитана, с которым у меня были хорошие отношения и которого я уважал, тоже не хотелось, поэтому, немного подумав, я ответил как есть:
— Он сидел.
— Как сидел? Столько лет!?…
— Да.
— И за что?
— За разное. Он много чего сделал, но в основном ему срок добавляли на зоне — сказал я. — Eсли сейчас не поеду, он может не дожить до моей демобилизации. Он болен… А я бы хотел, хотя бы, взглянуть на него ..
— Таак… — и капитан задумался… Думал он довольно долго. Потом глянул на меня и со словами: — пошли в штаб, — двинулся в направлении штабного вагончика.
Быстро взбежав в вагончик, он прошёл в свой отсек и позвал меня — заходи. Что стоишь?
Я вошел следом и он попросил меня прикрыть дверь. Я закрыл и тогда он мне сказал — Отпуск я тебе дам, но ты напиши, не что «дядя из тюрьмы освободился», а что мать болеет или отец… А то.. сам понимаешь… Отпускать тебя во внеочередной отпуск, к рецедивисту…? Меня могут не понять — и он кивнул головой вверх. — Понял? А ты…, сделай так, чтобы до твоего приезда в роте был порядок и чтобы не было «ЧП». Это за тобой. Понял?
— Так точно.
— Ладно, давай без «так точно». А сейчас, садись и пиши заявление на моё имя, а я дам распоряжение, чтобы подготовили необходимые документы. — С этими словами он вышел, а я сел писать заявление.
Закончив заявление, я стал ждать и через несколько минут мне принесли отпускной лист и проездные документы, и я, приехав назад к себе в роту, и назначив вместо себя исполняющего обязанности старшины, отбыл…
Через час с небольшим, я уже был в Саратове, откуда поехал домой.

Вот так я сумел увидеть того, кого никогда в глаза не видел, но о ком ходили легенды…
Если бы я не приехал в этот отпуск, то так бы его и не повидал.
До моей демобилизации, он так и не дожил…

Но тогда я этого не знал и ехал домой с мыслью о встрече с «дядей, который всё время сидел»…

Современной молодёжи это может показаться преувеличением, но я любил своих дядек, которые, каждый, были оригинальны и неповторимы.
Они имели интересные судьбы, индивидуальные, сильные характеры и каждый, где бы они ни были, везде сохраняли достоинство и честь, и никогда не склоняли головы перед трудностями.
О каждом из них, наверное можно было бы написать целые тома, до того интересные были у них судьбы. Впрочем, как и у многих людей того времени…

Как только я приехал домой, то сразу же, бросив свои вещи, даже толком не пообщавшись с домашними, побежал к дяде, «который всё время сидел». Мы так его и называли — «дядя который сидел» (чувяллан Воти)
Поднявшись на ул.Шекспира и подойдя к воротам дома, я немного постоял, чтобы успокоить дыхание и потом зашёл во двор.
Первым, кого я увидел был высокий и стройный человек, с худощавым, строгим лицом, с тонкими, как в итальянских фильмах усиками и гладко зачёсанными назад иссиня-чёрными, без единой сединки, волосами.
Но особо на его лице выделялись жгучие, тёмные, под густыми бровями глаза, взгляд которых выдержать мог не каждый.
Он внимательно посмотрел на меня и сказал — Ты сын Апсы (у чеченцев спрашивают имя отца, а не матери)! Так?…
— Да — ответил я.
— Муса?
— Да — ответил я опять.
— Ну иди тогда сюда, что стоишь? Давай я тебя обниму — и с этими словами, он приобнял меня за плечи.
— Когда я тебя видел, тебе был год… А сейчас значит тебе 19?..
— Да. — вновь сказал я.
— Служишь этой сучьей власти?…
На этот раз я просто кивнул головой и добавил — Призвали…
— Эх ты! … Призвали… Да эту власть нужно уничтожать, а ты… «призвали»… Ну ладно. Ты ещё молод, многого не знаешь. Станешь старше, поймёшь.

Пока он всё это говорил, я, что называется, «втихаря», украдкой рассматривал его.
Халмарз, был стройным и высоким. Одет он был в идеально подогнанный костюм, и белоснежную рубашку с ярким галстуком.
Чёрные туфли из тонкой кожи, блестели как зеркальные, а на правой части его пиджака, висел знак «выпускника юридического ВУЗа».
Этот значок меня удивил и, я, не выдержав спросил — Воти, а ты что юридический закончил?
— Да. Закочил. 24 года учился… и знаю законы лучше любого прокурора, судьи или адвоката. А этот знак, ношу по праву — ответил Халмарз.
Потом подумав о чём то своём, внимательно посмотрел на меня и спросил — Ты сейчас с дороги? Давно приехал?
— Да, с дороги. Я как приехал к тебе побежал. Домой заскочил, вещи бросил и сразу сюда…
— Не голоден?
— Нет. Я в поезде плотно поел, и не голоден — ответил я.
— Ну тогда мы с тобою поедем в город (так жители посёлка Катаяма называли поездку в центр). Пошли — и с этими словами он направился к выходу.
Следом за ним, пошёл и я.
Спустившись пешком на трассу, мы остановили такси и дядя приказал таксисту ехать к стадиону Динамо.
Я сел сзади и никак не мог понять зачем моему дяде стадион Динамо… Но вопросы решил не задавать. — Всё, что мне нужно знать, он сам скажет — решил я.

Подъехав к стадиону, мы вышли.
Перед этим, я хотел расплатиться, но дядя, грозно посмотрел на меня и сам заплатил за проезд, после чего направился к зданию спортзала.
Когда вошли в зал, он, как будто там занимался, уверено пошёл в сторону зала для тренировок борцов, ну а я без слов, следовал за ним, размышляя, что может искать здесь бывший зек, который на борца явно не похож?…
Не успели мы зайти в зал, как навстречу нам побежал тот, к кому мы направлялись.
С криком — Халмарз! Ты ли это!? Здорово брат! — К нам нёсся тренер по классической борьбе (сейчас её называют греко-римской) Козырь Саша.
Подбежав к Халмарзу, он обхватил его, приподнял от земли и долго тискал в объятиях.
Потом отстранил от себя, посмотрел и снова обняв, вытирая слёзы на глазах, со словами — Клянусь, думал не суждено тебя увидеть! — снова и снова обнимал его. И потом уже, продолжая засыпать его вопросами, повернулся ко мне, со словами — Ну что … рад видеть дядьку! — свободной рукой, обнял и меня.
— Так ты знаешь моего племянника, Саша? — спросил Халмарз.
— Да знаю, конечно. Он мне много нервов попортил. Пришлось выгнать. Классик из него не вышел.. Всё «в ноги проходил», никак не смог его отучить, — смеясь сказал Козырь и добавил — его же мне Джохар приводил, но я не смог из него выбить «дворовые замашки».
«Дворовыми замашками», Козырь называл привычку проходить в ноги сопернику и помогать ногами, при проведении приёмов.
Из-за этого, он действительно прогнал меня и я, вынужден был, по его совету, заняться вольной борьбой.
И хотя это было давно, но оказывается память у него была хорошая. Учеников у Козыря было очень много, но оказалось, что и таких бездарных, как я, он запомнил.

Немного пошутив ещё на тему спорта и другие темы, мы пошли к выходу, а своим ученикам Козырь, не в силах сдерживать радость, крикнул, что на сегодня тренировка отменяется.
— Ребята извините. Мой друг вернулся. А я его 18 лет не видел. На следующей тренировке сегодняшнее догоним, а сейчас идите в раздевалку и переодевайтесь.
С этими словами, он, не отпуская Халмарза, которого обнимал за плечи, вышел из зала.
В коридоре, он попросил Халмарза чуть подождать и ненадолго исчез.
Минуты через три, максимум, он появился уже переодетый и сразу же засыпал Халмарзу вопросами.
Спрашивал он обо всём — о зоне, о здоровье, как ему там было, о надзирателях…. Словом его интересовало всё и продолжая задавать вопросы, мы шли к выходу из спортзала.
Они, оживлённо разговаривая, шли впереди, а я, чуть позади.
Так мы дошли до кафе «Диетическое» по пр.Революции, где они хотели в спокойной обстановке поговорить.
Зайдя в кафе, Козырь (а там по талонам питались спортсмены и была хорошая кухня) хотел сам что-то заказать, но его осадил Халмарз.
— Так, Саша, я не спортсмен и по «талонам» питаться не буду. Ты иди за стол, а мы принесём всё, что нужно. Давай, давай… — с этими словами, он подтолкнул Козыря к столику, а сам пошёл выбирать блюда. Я пошёл за ним, взяв пару подносов.
Так как в этом кафе было самообслуживание, клиенты сами выбирали блюда и потом после приёма пищи, должны были относить пустую посуду в специальное окошко…
И мы начали выбор блюд… Проходя возле длинной витрины, Халмарз брал блюда и передавал мне, а я ставил всё это на подносы которые подталкивал впереди себя ..
Когда подошли к кассе, я опять попробовал заплатить и со словами — Воти, у меня есть деньги, дай мне заплатить — полез в карман, но в ответ услышал — Когда начнёшь работать, заработаешь деньги, тогда будешь «платить за Воти». А сейчас деньгами своего отца не разбрасывайся — и обернувшись к кассе, на которой сидела огромная тётка, с большим широким лицом, на котором над верней губой росли вполне мужские усы… спросил — Мел дог1 соьгар (сколько с меня полагается)?
— Говори по русски. Я ваш язык не знаю. С виду интеллигентный человек и такой бескультурный! — громко выкрикнуло усатое лицо и … через секунду уже пожалело о сказанном.
— Задницу на наши деньгах разъела, а язык не выучила!?… — заорал «интеллигентный человек» и… неожидавшую такой бурной реакции мордасто-усатую тётку сдуло с кассы, как ветром…
Не знаю, как тётка, но удивлён был и я. А сидевший за столиком Козырь, в одно мгновение оказался рядом с нами и, со словами — Халмарз, Халмарз, я тебя прошу, не надо. Тут многое не так, как ты думаешь. Я потом тебе всё объясню, — пытался оттащить Халмарза от кассы. Но сделать это, даже нам двоим, было трудно.
Пока мы пытались его увести от кассы, где Халмарз требовал тётку, которая «язык не выучила, а задницу отъела», появился директор кафе… Быстро окинув взглядом фигуру «интеллигентного человека», увидев у него на пиджаке знак «высшее юрическое образование», и идеальную внешность аристократа, решив, что это его подчинённая что-то «накосячила», тот подбежал к нам и со словами — «Бехк ма бакхлаш, аз х1анц дериг чакх докхыгды» (инг. — прошу прощения, я сейчас быстро всё исправлю) быстро унёс наши подносы к нам на стол.
Но унять дядю оказалось делом непростым… Он, даже когда его привели к столу и силой усадили, всё время повторял фразу — «Говори по русски, говори по русски»! А я где нахожусь, в России!?…»
Козырь пытался его отвлечь, но … из этого у него ничего не вышло.
Так мы и ушли из кафе, оставив всё нетронутым…

Позже оказалось, что Халмарз приехал к Козырю, чтобы тот помог ему с работой.
Без работы его не «прописывали», а без прописки, не брали на работу…
В те времена, «особо опасным рецидивистам», запрещалось проживать в населённых пунктах с населением свыше 30 000 человек..
Когда Халмарзу предложили прописаться где-нибудь в селе, он это предложение напрочь отверг, заявив, что не будет прописываться нигде, кроме как дома. И, как оказалось, к Козырю, который был другом семьи, Халмарз поехал с просьбой, чтобы тот его оформил кем-нибудь у себя на Динамо, без прописки. Что Козырь, позже и сделал.

Как мне потом рассказал Халмарз, когда он и братья, одними из первых, на крышах товарняков, вернулись из Казахстана, семья Козыря, поселила их у себя, и пока строился дом, они жили у них.
Так и подружились они на всю оставшуюся жизнь. А Козырь Саша, стал им всем, как брат. Тем более, что он был единственным сыном и мать Саши была рада, что у её сына теперь такие надёжные друзья….
— Если ты нас уважаешь, уважай и его, и слушайся! Ты меня понял?! — сказал мне Халмарз говоря о Козыре.
Я ответил, что понял.
Дважды повторять младшим, принято не было…

Но начал я своё повествование с фразы в заголовке, которая требует пояснения и которая, собственно и стала, после одного случая, чуть ли не крылатой.

У одного из братьев Халмарза, Басхана, было три сына (все трое погибли в русско-чеченских войнах) Аслан, Бислан и Висхан.
Учились они не важно, но вот в других делах, равных им было мало…
Постоянные драки, участниками которых они были, прогулы в школе и остальные фокусы Катаямовской братвы, вынуждали учителей часто вызывать родителей оболтусов. Таким росло поколение катаямовцев — драчливые, дерзкие и отчаянные…
Особо в этом деле, преуспел старший сын Басхана, Аслан.

И вот, уже после того, как Халмарз освободился, Аслан что-то опять натворил в школе и учительница, забрав у него портфель, со словами, что без отца появляться не стоит. Не пустят в школу вообще… — отправила его домой,
Отца, в семье побаивались, хотя другого такого отца, который бы так любил свою семью и детей, своих друзей и знакомых, наверное трудно было бы найти, но тем не менее, в некоторых случаях, Басхан проявлял строгость.
С такими тяжёлыми мыслями думая о предстоящем нагоняе, Аслан и пришёл домой, представляя, как и что он будет говорить отцу, и что можно от того ожидать…
Когда он вошёл во двор, там в это время, скучая от безделья, расхаживал, Халмарз и сразу заметил удручённое лицо племянника, которому тогда было около десяти лет.
— Ну что ты там натворил — спросил Халмарз, справедливо полагая, что пришедший домой понурым, племянник, да ещё и без портфеля, озабочен не зря.
— Воти, у меня учительница портфель забрала. Сказала, чтобы я отца привёл. Без него, она сказала, чтобы я в школе не появлялся… — жалобно доложил племянник.
— А дядя вместо отца подойдёт?, — спросил Халмарз.
— Не знаю. Наверное… — ответил Аслан, надеясь, что до отца новости о его подвигах не дойдут и он сможет избежать наказания.
— Так… Ну давай сходим и посмотрим. Твой отец сейчас на работе. Не может же он бросить работу? А я тебе родной дядя.
Ладно, пошли в школу. Посмотрим, что они там хотят, — с этими словами, он зашёл в дом где быстро переоделся облачившись в «полный парад» и они отправились в школу.

Для того, что представить себе в полной мере всю картину, нужно сделать одно пояснение.
До Халмарза, я никогда не видел чеченца, надевавшего бабочку. Первым кого я увидел в «бабочке», был он.
Так носить костюмы и галстуки, наверное могли только прирожденные аристократы,.
На Халмарзе всё всегда было с иголочки и всегда всё самое модное и дорогое.
Когда с ним рядом приходилось идти по городу, спина чувствовала взгляды обрачивающихся прохожих.
А сам он шёл не оборачиваясь и не глядя по сторонам, и всегда с гордо, и высоко поднятой головой.

Даже в самую жаркую погоду, на руках у него висел плащ, а на плечах шёлковый шарфик.
Когда я сказал — Воти, на улице дождя нет, зачем тебе плащ? Он обернулся ко мне и глядя на меня, как-то сверху вниз (хотя я был с ним одного роста), сказал мне — Это не плащ. Это макинтош.
А на вопрос, — А зачем тебе шарф? — ответил, как какому-то несмышлёнышу — Это не шарф. Это кашне…

Про его внешность я уже писал, но уверяю, что другого такого человека, с такими манерами и таким взглядом жгучих глаз, мне за всю мою жизнь, видеть не пришлось…

Между тем,, Халмарз с племянником, дошли до школы и войдя в неё, Халмарз потребовал от племянника вести его к учительнице, подвергшей его экзекуции.
Аслан прошмыгнул вперёд и быстро пошёл показывая дорогу, а чуть позади, спокойным чеканным шагом шёл и Халмарз…
В это время из учительской показалась учительница, которая увидев Аслана, которого она, только недавно, отправила домой и рядом с ним важного господина, обрадованно, быстрым шагом пошла навстречу и подойдя, быстро первой поздоровавшись, тут же спросила — А извините, Вы кем доводитесь Аслану?
— Я родной дядя, брат отца, этого шалопая — ответил Халмарз.
— Ой как хорошо! Как быстро Вы пришли — обрадованно проговорила учительница, разглядывая внешность дяди Аслана и, не останавливаясь начала сразу же излагать суть претензий — Вы знаете, он большой хулиган. То, что он плохо учится, это ещё полбеды. Хотя мальчик очень способный. Но он всё время дерётся и не ходит на уроки.
И, Вы, знаете, он не только обычные уроки пропускает… Но он даже на уроках труда отказывается работать! — заключила она, решив, что последней фразой поразила («добила») этого интеллигентного человека.
Халмарз внимательно её выслушал и потом, переждав немного, и взглянув на племянника, обращаясь к учительнице, чётким, спокойным голосом промолвил — Правильно делает. Лучше быть стройным тунеядцем, чем горбатым ударником! …

…После этой фразы была долгая пауза… и потом учительница, быстро побежав в учительскую принесла портфель, и, бросив его в руки Аслану, развернувшись на каблуках, также без слов, ушла…
Больше родителей Аслана, в школу не вызывали…
Вот так Халмарз, «отучил учительницу, беспокоить простых труженников»…

Весь свой отпуск, я каждый день уходил к дяде и каждый день ездил с ним по его делам.
Мне было с ним очень интересно и я ловил каждое его слово, пытаясь всё запомнить, понять, вникнуть во всё, что он рассказывал.
Жизненный путь его был очень сложным и трудным, но он его прошёл, не склонив голову, не изменив себе и не дав себя сломить. не унижаясь ни перед властью, ни перед теми, кого принято называть «ворами в законе».
Когда я спросил его — Воти, а ты «вор в законе»?
Он улыбнувшись и снисходительно посмотрев на меня, ответил — Нет конечно. И не могу быть!
Они живут «по понятиям». А я мусульманин. Они не верят в Бога. А мы верующие… Верующий не может быть «вором в законе».
Да и нет уже даже и таких… Все они на власть работают, я их всех хорошо знаю — добавил Халмарз. — А ты этим сказкам не верь. Друг друга сдают, втихаря стучат, подличают…
Это в книгах, они все, такие «благородные». А в жизни, паскуды….

Перед отъездом в часть, я опять пришёл к дяде, и сказал, что уезжаю.
— Езжай. Но никогда не забывай одну вещь — сделаешь хоть один шаг назад, хоть перед кем, всю жизнь будешь пятиться. А мужчина, не должен пятиться.
Я подошёл, обнял его и… уехал.
Больше я его не видел… Но его слова, его внешность, его взгляд, врезались мне в память навсегда…

P.S.
Имя Джохара Дудаева, стало широко известно по всему миру. Также, многим были известны или стали известны, со временем, и имена его братьев и сестёр, но вот о Халмарзе (в русской транскрипции — Халмурза), который был года на три старше Джохара, знали немногие.

Малоизвестным он был потому, что из неполных 40 лет (40 ему исполнилось, когда он уже освободился), 24 года провёл в заключении.
После освобождения он прожил меньше года…
Весь общий срок, на который он был осуждён советской властью, был в 40 лет…Большинство, из этого срока, он получил на зоне, так как не подчинялся ни администрации «учреждений», ни «воровским законам»… и за это, как позже установил Джохар, его травили в газовой камере, пытаясь сломить… И только благодаря усилиям Джохара, он смог выйти на свободу.
Пока он сидел, каждый год, к нему на свидание, иной раз пробивая, ездил его младший брат Джохар, который его очень любил….

Бывают люди, «штучного изготовления». Одним из таких, был Халмарз.

Муса Таипов

Добавить комментарий

