«Чурки»

1SP9Где-то в 83-м, в гостинице «Юбилейная» в Архангельске, у меня в номере собрались мои друзья.
Были там и местные ребята, и жильцы гостиницы, также как и я (a я находился на сессии), по различным делам приехавшие в город.
Среди гостей был молодой парень, узбек по национальности… Он приехал в город с грузом фруктов, которые собирался продать на рынке.
Мы с ним познакомились за день до этого (он жил на одном со мною этаже) и он рассказал мне, что у них дома (был он, по-моему, из Коканда) работы нет и он вынужден заняться торговлей, и, хотя имеет университетское образование, закончил ин-яз, дома найти работу не может…
Имя его, как я помню, было Рустем.
Был он аккуратным и симпатичным парнем, немного стеснительным и робким.
Когда мы оживлённо беседовали, в номер зашёл ещё один гость и, поздоровавшись со всеми, подойдя к Рустему и взглянув на него, что называется, «выдал» — А этот чурка, что здесь делает…?

Возникла неловкая пауза… и я, как хозяин положения (а люди собрались у меня) спросил вновь прибывшего, кого он называет чуркой…?
-А вот этого — ответил местный (забыл его имя) и указал на Рустема.
-И почему же он чурка? — спросил я.
-Как почему…!? Да он наверное и по русски не умеет.. — ответил тот.
-И только поэтому он чурка?
-Ну да…А что, мало?
-К вам, в порт, приходят: американцы, англичане, японцы, скандинавы… Так те вообще ни слова не знают по русски. Но их вы же не называете «чурками». Наоборот, за ними увиваетесь, можно сказать «на цырлах ходите»!
А знаешь почему? Потому, что у них доллары, фунты, йены…
А вот этот, как ты сказал «чурка» имеет университетское образование. Знает твой язык на твоём уровне. Кроме того, в университете ещё изучил и иностранныe. Также сможет говорить с любым представителем тюркских народов.
Да и он привёз вам свежие фрукты и если бы не такие как он, ты бы и не узнал даже вкуса многих фруктов…

-Ты в Узбекистане бывал — спросил я своего оппонента?
-Нет. А что?
-Ну вот поезжай и посмотри. Как они чисто живут, как они трудятся.. Какие они гостеприимные… И сравни со своим городом, со своими деревнями…

Мой оппонент ничего мне не ответил. Но, думаю, мнения своего не изменил.
Он таким вырос…

Добавить комментарий

