Об отношении к женщинам у Нахов.

Изображение

Один из братьев моего отца, звали его Ваха (Дала геч дойла цунан) был учёным-алимом, хотя сам он, когда его кто-нибудь называл алимом, всегда говорил — нет я не алим, я ещё только учу 1илм — и словно стесняясь этого звания, просил его так не называть. Замечу, что эти слова он говорил, когда ему уже было за 70 и он был знатоком Ислама… Сам он был с 1929 года рождения и полное имя, под которым его знали жители Ачхой-Мартановского района, было Т1айип Шовхалан Ваха (Шовхалов Ваха — в русской транскрипции).

Всю жизнь он посвятил именно изучению Ислама. Ни на какой должности не работал, обучая желающих основам ислама. Трудился он простым сторожем по охране нефтехранилищ, и уходя на смену (сутки через трое) всегда брал с собою Коран и перечитывал его снова и снова, находя в нём для себя, каждый раз, что-то новое. Хозяйство у него было небольшое, но крепкое, в котором было всё, что нужно для жителя сельской местности.

В советское время, он иногда выезжал на сезонные заработки. А так как был он честным, с начальством не пил, взятки им не давал и наёмным трудом не пользовался, то и заработки у него были небольшие. Но он всегда был доволен тем, что заработал и никогда не сетовал на судьбу.

Когда чеченское государство обрело независимость, жители села Старый Ачхой, на свои средства построили небольшую мечеть и избрали его имамом села, где он продолжил обучение детей Корану и исполнять должность которую считал самой высокой и почётной.

Единственное богатство которое он ценил особо и оберегал, это была его большая библиотека трудов исламских учёных. Да и сам он написал много работ, которые благодаря его семье, сохранились. Когда русские войска подошли к селению Старый Ачхой, он вывез из села только исламскую литературу. Всё остальное было уничтожено оккупантами.

Я сделал это небольшое вступление, чтобы было ясно, что человек, об отношении к женщинам которого я хочу написать, был не выскочкой, а обладающий 1илмом человек, имеющий знания в Исламе.

Когда он приезжал в город, среди мужского населения (имею в виду молодёжь) начиналась настоящая паника — «Вава* вог1, Вава вог1уш ву…» («Ваха должен приехать, Ваха едет»)
Каждый бегал искал рубашку с длинным рукавом, если на нём была с коротким. Пуговицы, кроме одной верхней, застёгивались. Если кто-нибудь был одет в спортивный костюм, то тут же менял на обычные брюки и все мужчины поголовно надевали головные уборы.

Женщины же, продолжали действовать в «обычном режиме». Они его не боялись и не бегали, как мы в панике. Он никогда им не делал никакого замечания. Просто отвечал на приветствие и затем начинался наш осмотр… Своими голубыми глазами он сверху вниз проходил каждого из нас, начиная с причёски и кончая обувью, которая должна была быть чистой.

Требования к племянникам у него были строгие. Никакой распущенности во внешнем виде, стрижка короткая, рубашка обязательно с длинным рукавом. Пуговицы, как я писал выше, застёгнуты. Военный устав, по сравнению с «уставом Вахи», был мелочью. Каждый из нас, по его требованию, должен был всегда иметь брючный ремень. Когда я спросил его почему обязательно ношение брючного ремня — он ответил, что если пуговица на брюках, где нибудь в людном месте оторвётся, останешься без штанов.
Ну и как ты будешь выглядеть, — спросил он и рассмеялся. Я ответил, что буду выглядеть плохо…

Как то раз, это было сразу после моей службы в армии, я купил себе, дорогой и, как тогда говорили, «дефицитный» спортивный костюм фирмы Адидас, и к нему кроссовки той же фирмы. И через небольшое время после моей покупки, к нам приехал Ваха. Когда он вошёл во двор, я вышел к нему навстречу и поприветствовал его. Одет я был, конечно же, в только недавно купленный костюм, который мне нравился.
Ваха ответил мне на приветствие и, окинув меня взглядом, сказал — «Вало чахк хьайнт1ер х1умнаш хиц. Кхи сун магайтлахь паст-хеча а йохна»… (Иди быстро переодевайся! И чтобы я тебя не видел в «носочных брюках» — имеется в виду штаны «из ткани для носков»)…

Я был, мягко выражаясь, посрамлён перед младшими и быстро пошёл выполнять приказ.

Больше меня, кроме как где-нибудь при занятии спортом или среди друзей на отдыхе, в спортивных штанах не видели.

Почему я озаглавил свою заметку «Об отношении к женщинам» — потому, что настоящий мужчина у Нахов, женщинам замечания не делает.

Это сейчас появились «алимы», которые не замечая «бревна» в собственном глазу, бегают за женщинами с линейкой для замера юбок и размера головного убора.

Если мужчины нормальные, то женщины будут в порядке!

Прим.
*Вава — так мы называли его, как дядю.
Братьев (родных, двоюродных, троюродных…) отца и матери, а также людей старшего, преклонного возраста, по имени называть, из уважения, не принято.

Муса Таипов

 

Добавить комментарий

